Никольское – Урюпино

Усадьба Никольское - Урюпино. Историческая справка.

Усадьба НИКОЛЬСКОЕ-УРЮПИНО, известная рядом прекрасных памятников архитектуры, возникла в первой половине XVII в., когда она принадлежала кн. Одоевским. По опубликованным сведениям, в то время она находилась на левом берегу речки Липенки, возле деревянной церкви.

Во второй половине XVII в. Н.И.Одоевский перенес боярский двор на противоположную сторону запруженной речки, а деревянную церковь заменил каменной. Эта планировочная схема легла в основу дальнейшего развития ансамбля.

Усадьба, в течение XVIII в. переходившая из рук в руки, в 1774 г. была куплена Н.А.Голицыным, владельцем соседнего Архангельского, который приступил к ее перестройке. На главной планировочной оси нового комплекса был разбит регулярный сад и поставлен павильон, известный под названием “Белый домик”. Ставший художественным центром усадьбы, он композиционно связал сад с зеленой куртиной, заменившей парадный двор. Позже на месте старого деревянного дома выстроен новый каменный Большой дом и службы, устроен обширный пейзажный парк. Реконструкция в основном закончилась к 1811 г. Хозяйственный комплекс развивался на запад от жилья до 1840-х гг.

Основные элементы усадьбы сохранились без существенных изменений. Утрачены хозяйственные строения, Руинные ворота на границе с плодовым садом и парковая скульптура.
Белый домик, по характеру близкий к эрмитажам, где архитектура, скульптура и живопись слиты в гармоничное целое, представляет уникальное художественное произведение среди усадеб Подмосковья. Одноэтажный с подвалом и небольшими антресолями, выходящими в парковую лоджию, он выстроен из кирпича и оштукатурен. Детали выполнены из белого камня. Здание стиля французского классицизма эпохи Людовика XVI с исключительно изящной внешней и внутренней отделкой, согласно публикациям, создано в 1776 — 1778 (1780 ?) гг. Возможным автором проекта называют де-Герна, работавшего для Голицына в Архангельском. Осевую структуру фасадов дома с одной стороны намечают крупный фронтон и портики боковых дверей, с другой — колонная лоджия, расписанная некогда фресками. В обработке стенных плоскостей с большим мастерством использованы коринфский и ионический ордера в сочетании с тонкими барельефами на античные темы. У одного из выходов долгое время стояли два мраморных сфинкса, позже перевезенные в Архангельское.

Симметричное в плане здание имеет анфиладную планировку. Центром композиции служит изысканный по пропорциям и убранству Золотой зал. Его стены и плафон расписаны по золотому фону в технике гризайль по рисункам Буше и окаймлены карнизом с тончайшей орнаментальной лепкой. В торцах зала помещены редкие по форме кафельные печи, в свое время украшенные бюстами. Смежные комнаты сохранили под поздней покраской фрагменты декоративной живописи в духе помпейских фресок. Полон изящества маленький вестибюль с куполом, расписанным «под кессоны».

Одноэтажный Большой дом с подвалом и антресолями выстроен из кирпича крепостным архитектором, очевидно, в 1790-х гг.; к 1800 г. уже существовал. Его простая архитектура с несколько гипертрофированными формами принадлежит переходной эпохе, предшествующей ампиру. Центральному залу на главном фасаде отвечает далеко вынесенный портик с террасой, с широко расставленными колоннами и тяжелым фронтоном. Ему соответствует лоджия, обращенная в парк, с таким же деревянным фронтоном. Антаблемент лоджии прорезают полукруглые окна, в совокупности с ее сдвоенными колоннами образующие эффект аркады. Деревянные лестницы в лоджии заменили собой прежнюю наружную каменную лестницу с двумя всходами. Тамбур и монументальная терраса у торцов здания — 1860-х гг. В последние годы антресоли превращены во второй этаж, окна их увеличены и пробиты новые на месте прежних филенок. Частично изменена планировка с продольным коридором и анфиладой парадных комнат. Увеличен главный, сначала танцевальный, затем библиотечный зал; портики у его торцевых стен с балконами для музыкантов утрачены. От внутреннего убранства сохранились двери с филенками и одна из кафельных печей.
Одноэтажный с мезонином кирпичный кухонный флигель начала XIX в. с позднейшими переделками уцелел фрагментарно, подлежит восстановлению.
Парк по своему характеру и времени возникновения делится на две части.

Обвалованный регулярный участок с аллеями стриженых лип и четкой планировкой разбит в последней четверти XVIII в. Он начинается от Белого домика открытым партером, который приводит к копаному квадратному пруду с «островом уединения». Некогда здесь стояла скульптурная группа, партер украшали вазы. В глубине парка находятся еще два искусственных пруда, один из них высох. Зеленый массив граничит с Московской рощей из хвойных пород и с плодовым садом, куда вели романтические Руинные ворота. Пейзажная часть парка возле Большого дома, огибаемого запруженной речкой, относится к началу XIX в. Образованная местными, преимущественно лиственными породами с вкраплением сосны, она сохранилась незначительными фрагментами.

Состояние на 1970-е года.

Усадьба Урюпино принадлежала Голицыным с 1774 года, когда князь Николай Алексеевич купил её у княгини С.Г. Долгорукой. Он создал здесь своего рода «филиал» усадьбы Архангельское.
В последующем Никольское-Урюпино (вплоть до 1917 года) принадлежало его потомкам – сначала сыну Михаилу Николаевичу, затем внучке княжне А.Н. Голицыной. Сохранились Большой дом (1790-е), построенный в стиле классицизма, одноэтажный Белый (Охотничий) домик (1776-1780-е, арх. И.О.Петонди), регулярный парк конца XVIII в. с прудами, пейзажный парк XIX в., Никольская церковь (1664-1665) с колокольней, возведенной в 1840 г. архитектором М.Д. Быковским. В главном доме располагались большая столовая с выполненными в полный рост портретами наиболее значительных «вельможных представителей» семьи Голицыных, гостиные с интерьерами в стиле ампир. Центральное место в доме занимала библиотека, собранная князем
Н.А. Голицыным и ранее находившаяся во дворце Архангельского. При продаже усадьбы князю Н.Б. Юсупову вся библиотека вместе со шкафами из красного дерева, изготовленными по специальным рисункам, была перевезена в Урюпино. Вот почему комната в Никольском-Урюпино, сначала по плану бывшая залой, что подтверждают и колонные портики дверей, стала библиотекой.

Потомки полководца в НИКОЛО-УРЮПИНО

Евгений СМОЛЕНСКИЙ

Могилы с надгробиями у абсид храма. Фото 1978г. Д.А.Дроздецкого

В Никольском-Урюпине на старинном кладбище у церкви среди немногих уцелевших надгробий возвышается металлическое распятие. При нем ни камня, ни надписи уже давно нет. Рядом – невысокий белый обелиск с надписью: “Лейтенант Андрей Михайлович Хитрово. 1872-1900”. За распятием – два одинаковых каменных параллелепипеда на могилах Александра Николаевича Хитрово (1805 – 1872) и Елизаветы Николаевны Хитрово (1807 – 1867), урожденной Вяземской. 
Тех, кто знаком с биографией А.С.Пушкина, эта фамилия наведет на размышление – кто из родственников ближайшего друга поэта нашел здесь покой? Надо сразу сказать, что княжна Вяземская имеет весьма отдаленное отношение к Петру Андреевичу Вяземскому. А вот поклоннице поэта Елизавете Михайловне Хитрово (в первом браке Тизенгаузен), дочери фельдмаршала М.И.Кутузова, родственники тут близкие. Но не через ее второго мужа, Николая Федоровича Хитрово, а через ее отца – знаменитого полководца. 

У Михаила Илларионовича было два зятя – однофамильца Хитрово (они были дальними родственниками). Сестра Елизаветы Михайловны Анна была замужем за генерал-майором Николаем Захаровичем Хитрово. И похороненный в Никольском – Урюпине Александр Николаевич Хитрово – это их сын, а, следовательно, внук Кутузова и племянник знакомой Пушкина Елизаветы Михайловны Хитрово. Под металлическим распятием покоится прах сына Александра Николаевича – Михаила (1837 – 1896), правнука Кутузова. Была некогда подтверждающая это надпись. Лейтенант Хитрово – сын Михаила Александровича – праправнук полководца. 
К сожалению, не сохранилась могила жены Михаила Александровича – Софьи Петровны Хитрово/ урожденной Бахметьевой. В 1914 году вышел 1-й том “Русского провинциального некрополя “, там можно узнать, что она была похоронена здесь осенью 1910 года. Имя Софьи Петровны связано с именем философа и поэта Владимира Соловьева. За пятьдесят лет, минувших после закрытия церкви, это сельское кладбище понесло большой урон. Почти не сохранились памятники Голицыным, некоторые из них, судя по описаниям, были настоящими произведениями искусства. Уцелело надгробие крепостных художников – Егора Страхова и Андрея Иванова. 

Как могилы потомков Кутузова оказались в Никольском-Урюпине? Никаких владений у них в округе не было. Ответ можно найти в родословной князей Вяземских. Владелец усадьбы князь Михаил Николаевич Голицын и Александр Николаевич Хитрово – свояки, женаты на двух сестрах Вяземских – Анне и Елизавете. Анна и похоронила свою сестру на родовом кладбище в усадьбе своего мужа. Со временем легли рядом другие Хитрово, свойственники и кузены Голицыных. 
Внук Кутузова Александр Хитрово вышел в отставку в чине действительного статского советника, то есть, как и его отец, генералом, но только “статским”. В свое время он служил калужским и смоленским вице-губернатором. Его внук Александр начинал карьеру в лейб-гвардии, но скоро перешел на дипломатическую службу. Вероятно, он унаследовал что-то от своего великого прадеда, так как тот дипломатом был весьма искусным. На своем последнем посту чрезвычайного и полномочного посла в Японии он не только предотвратил однажды вооруженный конфликт с Россией, но и содействовал заключению между двумя странами торгового соглашения. Он был не чужд литературе, переводил из Гейне, сам писал стихи. 
От берегов Липки, на которой стоит село Никольское-Урюпино, спустимся на пять километров южнее, на берег Москвы-реки в село Ильинское. В первой половине прошлого века им владел граф Александр Иванович Остерман-Толстой. Его портрет висит в галерее героев 181 2-го года в Зимнем дворце. В чине генерал-лейтенанта он участвовал в Бородинском сражении и отличился на батарее Раевского. А воевал он под началом своего дяди по матери. Жена Кутузова Екатерина Ильинична и мать Остермана-Толстого Аграфена Ильинична были сестры. От А.И.Остермана-Толстого Ильинское перешло к его племяннику – князю Леониду Михайловичу Голицыну. Супруга его – Анна Матвеевна, урожденная Толстая, приходилась внучкой Кутузову по старшей дочери Прасковье. Анна Матвеевна продала Ильинское в 1864 году царской семье. В соседнем с Ильинским Петровском (Петрово-Дальнее) среди посещавших его многочисленных гостей была графиня Екатерина Федоровна Тизенгаузен – внучка Кутузова, хорошо помнившая друга своей матери А.С.Пушкина. Близкая ко двору, она приезжала с царской семьей в Ильинское. 

Выйдем за пределы Красногорского района (впрочем, это была все одна Павловская волость бывшего Звенигородского уезда) и поднимемся вверх по Истре в усадьбу Рождествено. В конце прошлого и начале нынешнего веков в усадьбе жил Илларион Николаевич Толстой. Анне Матвеевне из Ильинского он приходился родным племянником и, значит, правнуком Кутузову. Отставной генерал-майор, он немало преуспел в увеличении владений. Если бы не революция, то Рождествено унаследовали бы его внуки, среди которых была небезызвестная Анна Вырубова, подруга Григория Распутина. 

Дни Распутина пресек граф Сумароков-Эльстон, князь Ф.Ф.Юсупов-младший. Титул князя прибавил к своему титулу графа его отец – Феликс Феликсович-старший, женившись на известной красавице княжне Зинаиде Николаевне Юсуповой. Одним из своих предков Феликс Феликсович-младший считал и М.И.Кутузова, поскольку графиня Екатерина Федоровна Тизенгаузен была его прабабкой. 
Изыскания некоторых пушкинистов подтверждают мнение Ф.Ф.Юсупова-младшего о происхождении его деда по отцу. Воспитанник, как считалось, Елизаветы Михайловны Хитрово Феликс Николаевич Сумароков-Эльстон на самом деле был ей внук, сын ее дочери Екатерины. Усадьба Архангельское от Зинаиды Николаевны Юсуповой должна была перейти к сыну, тоже потомку знаменитого полководца.

1988г.