Археология

В.Л.РАППОПОРТ

Реконструкция Архангельского городища. Рисунок Д.А.Дроздецкого

Заселение Подмосковья стало возможно 15—20 тыс. лет назад, после окончания ледникового периода. Отступивший на север ледник оставил после себя полноводные реки и озера. Окружавшие их холмы и долины были покрыты обильной травянистой растительностью. В поисках пищи переходили на эти места стада мамонтов и других привычных к холодному и влажному климату животных, а следом за ними продвигались на север первобытные охотники. Это было время палеолита — древнекаменного века, когда люди умели делать лишь примитивные орудия труда из камня, кости и дерева. Оставшиеся от этого времени каменные топоры находили во многих местах. Но лишь однажды были обнаружены в Подмосковье останки самого человека, жившего в эпоху палеолита…

Земля Подмосковья… На ней мы живем и каждый день смотрим на нее привычным, хозяйским взглядом. Но если жизнь забрасывает нас далеко от этой земли, мы не можем забыть ее скромную красоту – тихие речки, поросшие ромашкой луга, живописные деревни в окружении ближних и дальних лесов. Эта земля влекла к себе человека еще в те незапамятные времена, когда наступление теплого климата отодвинуло к северу рубежи великого оледенения. Это была эпоха палеолита, древнего каменного века, которую от нас отделяет двадцать тысяч лет.

Первая палеолитическая стоянка в Подмосковье, где обнаружено множество костей мамонта, служившего основной добычей для охотников, сотни орудий из камня, была открыта в начале 1980-х годов на юго-восточной границе области в Зарайске. Очень заманчиво было бы связать с палеолитом находку, сделанную в 1936 году на территории Красногорского района тех лет, когда у реки Сходня на глубине 4 метров была найдена крышка черепа человека, который, по утверждению известного археолога О.Н.Бадера, принадлежал неандертальцу. Однако бесспорных доказательств не нашлось. IV – II тысячелетиями до нашей эры датируется для Подмосковья неолит – новый каменный век. Неолитические стоянки древних охотников и рыболовов располагались обычно на берегах рек и озер. Обработанные кремневые орудия – скребки, наконечники стрел, слепленная без гончарного круга посуда с характерным ямочным или ямочно-гребенчатым орнаментом, покрывающим почти сплошь наружные стенки сосудов, – это характерные предметы, которые находят на подобных стоянках.

В 90-х годах прошлого века во время геологических съемок Московского уезда были обнаружены остатки двух стоянок в пойме Москвы-реки на небольших песчаных возвышенностях. Одна из них находилась у Павшина. Разрезы, сделанные с геологической целью, дали “множество черепков глиняной посуды очень примитивного обжига, грубой работы и с орнаментом в виде штриха”. Кроме обломков посуды были найдены кости различных млекопитающих, птиц, рыб, обломки раковин и кострища, углубленные в почву наподобие котла. Наиболее интересной находкой был кремневый обломок наконечника дротика. Павшинская стоянка, вероятно, относилась к эпохе неолита, однако в дальнейшем она не была обследована археологами, и вопрос о ее характере до конца не решен. Хорошо исследованная неолитическая стоянка находится поблизости от Петрова-Дальнего, чуть ниже устья реки Истры, впадающей в Москву-реку. Здесь были найдены фрагменты лепной керамики, костяные проколки, наконечники стрел и обломок костяного гарпуна. Этот археологический памятник относится к так называемой льяловской культуре, которая датируется IV – III тысячелетиями до нашей эры.

Ко II тысячелетию принадлежат совершенно иные археологические памятники Подмосковья – “фатьяновские могильники”, впервые открытые у села Фатьянова под Ярославлем в конце XIX века. Это памятники ранней бронзы. “В бронзовом веке, – писал известный археолог А.В.Арциховский, в наших среднерусских лесах жили вперемежку люди двух культур, отношение между этими двумя культурами для современной науки загадочно”.

Как предполагают, фатьяновцы пришли на север со среднего течения Днепра. Они принесли с собой значительно более высокую культуру, чем та, на которой находились рыбаки и охотники, обитатели стоянок. В отличие от них фатьяновцы были скотоводами, их стада паслись на лугах вдоль речных долин. Кости домашнег скота встречаются в фатьяновских могильниках гораздо чаще, чем кости диких животных. Эти люди уже умели выплавлять бронзу. Однако в погребеньях еще преобладают хорошо отшлифованные каменные молоты, топоры с отверстием для ручки. Здесь характерны совершенные по отделке кремневые наконечники стрел и копий, изделия из кости, но гончарного круга они не знали и делали круглодонные лепные сосуды с орнаментом в виде елочек, ромбов, зигзагов. На территории будущего Красногорского района известны два фатьяновских могильника. В одном из них, открытом в 1880 году на ручье Барышиха, неподалеку от Спаса, был найден каменный топор. Затем при проведении шоссе у того же села нашли каменный молоток, клин, горшок, хранящиеся ныне в Государственном Историческом музее.

В начале I тысячелетия до нашей эры на смену бронзе приходит железный век. Он связан с появлением новой культуры, получившей название дьяковской. Городище, открытое в начале XIX века у села Дьякова близ Коломенского, дало имя подобным, довольно многочисленным археологическим памятникам эпохи раннего железа. Наиболее древние из них датируются VII веком до нашей эры. Дьяковская культура, развиваясь, просуществовала около 1500 лет, захватив большие пространства в междуречье Оки и Волги. Поселения дьяковцев обычно располагались на высоких берегах рек, на мысах, с трех сторон защищенных водой и крутыми оврагами. С четвертой стороны они устраивали вал и ров. На валу ставился деревянный тын из кольев. В такой маленькой крепости люди выкапывали 10-20 землянок, сооружали загон для скота. Кроме скотоводства в меньшей степени дьяковцы занимались и земледелием. Обычно на дьяковских городищах находят много костей домашних животных, железные серпы и зернотерки.

Охота и рыболовство, хотя и потеряли свое былое значение, оставались, однако, постоянным промыслом. Рыболовные крючки и гарпуны как правило встречаются в раскопках на городищах. Почти всегда попадаются на глаза археологов глиняные грузила и пряслицы. Наиболее древней керамикой дьяковского типа являются лепные сосуды с отпечатками ткани на глине, позже посуда дьяковцев становится гладкой с орнаментом по верхнему краю. Фрагменты дьяковской керамики были найдены на городище у деревни Гольево. Оно было расположено на стрелке высокого берега при впадении ручья Курицы в Москву-реку.

“Наиболее богатый материал, – писал О.Н.Бадер, – собран под обнажениями культурного слоя на северном склоне, выходящем к речке. 18 фрагментов “текстильной” дьяковской керамики, осколок кремня и клык домашнего животного…” К сожалению, этот памятник был уничтожен при разработке песчаного карьера в 1960-1970 годах. Недалеко от Гольева, в Архангельском, на территории усадьбы, поблизости от церкви тот же О.Н.Бадер открыл дьяковское городище на высоком берегу между старым руслом Москвы-реки и глубоким оврагом. Оно заросло высокими соснами и кустарником и было осмотрено бегло. Свидетельством пребывания здесь древнего человека был грубый черепок позднедьяковского типа. Городище эпохи раннего железного века было открыто поблизости у деревни Воронки, на берегу речки Горятинки на мысу у впадения в нее Снежного ручья. Это площадка размером свыше 300 квадратных метров, с сохранившимися остатками вала и рва. Судя по керамике, найденной здесь, его можно датировать третьей четвертью I тысячелетия нашей эры, это примерно 700-е годы. Многочисленные черепки – остатки “текстильных” сосудов -были собраны на открытом в довоенные годы Спас-Тушинском городище. Однако сохранность городища посредственная. Часть берега обрушилась в реку, а кроме того на этом месте с ХIV века стоял небольшой монастырь, а затем церковь с кладбищем. Церковь разобрали в конце прошлого столетия. Постройки и захоронения перемешали остатки дьяковского городища.

“Бросается в глаза, – замечает О.Н.Бадер, – что районами наиболее густого расположения поселений этого времени являются,. во-первых, район между Гольевом и Тушином, Никольским и Троицким, где нам известны шесть поселений…”. Еще одно дьяковское городище в урочище Дятлова поляна, недалеко от села Степановского, находится на высоком берегу реки Истра, в устье впадающего в нее ручья. Городище площадью около 250 квадратных метров с заметными остатками окружавших его трех валов и рвов. Здесь найдены фрагменты характерной керамики.

В IX – X веках место дьяковцев занимают славянские племена вятичей и кривичей. О них упоминают древнейшие русские летописи.
На дьяковских городищах нередко возникают древнерусские поселения эпохи раннего феодализма. Для обозначения остатков неукрепленных селений археологи употребляют термин “селище”, укрепленных – “городище”. Рядом с ними часто находят курганные могильники. Судя по характеру предметов, найденных в курганах, граница расселения вятичей и кривичей частично проходила по территории современного Красногорского района. К западу от впадения реки Истры в Москву-реку встречаются курганы кривичей. Все остальное пространство на восток к Москве было занято вятичами, земли которых простирались на юг до самой Оки. Большинство курганов – XII – XIV веков погребения потомков вятичей, расположенные вблизи древних селений. Обычно это полукруглые холмики высотой 1,5-3 метра. Умерших хоронили в праздничных нарядах с украшениями, которые они носили при жизни. Иногда клали орудия труда, принадлежавшие человеку (серп, нож), но в отличие от других славянских племен, вятичи никогда не оставляли в могилах оружие. Землю для сооружения курганов большей частью брали поблизости. Поэтому характерной особенностью погребений являются ровики зокруг курганов, откуда выбирали грунт.

Первые раскопки курганов поблизости от будущего Красногорска начались в 1883 году, когда археолог А.И.Кельсиев вскрыл шесть курганов у деревни Митино. Там в окружении мелких курганов возвышалась огромная насыпь высотой около 7 метров. Этот курган был известен еще по писцовым книгам XVII века под именем “Великой могилы”. К большому сазочарованию археолога и местных крестьян, нанятых вести земляные работы, в нем оказались лишь скелет старика, несколько железных гвоздей, скреплявших когда-то гроб, пряжка, два бронзовых кольца и осколки горшка. Тем не менее, судя по размерам кургана, здесь был похоронен какой-то знатный человек. По мнению А.И.Кельсиева, такой курган “при самых благоприятных условиях насыпали человек 150 прилежных рабочих в течение 3-4 дней”. Помимо рисунков найденных вещей и описаний отдельных курганов, Кельсиев впервые в русской научной литературе опубликовал чертежи и планы захоронестой, и остатки глиняного горшка. В таких горшках, по обычаю, для умерших оставляли пищу. В других курганах были женские погребения. Они как правило богаче мужских. Археологи нашли здесь бронзовый обруч, бронзовые серьги, такие же браслеты и перстни. Через несколько лет раскопки черневских курганов были продолжены археологом-любителем, местным фабрикантом А.Я.Поляковым, который, видимо, привлекал для этой работы ученых. Здесь были найдены очень характерные женские украшения – семилопастные височные кольца; именно по форме этих колец, которые женщины прикрепляли к прическе, можно четко определить захоронения – вятичей или кривичей. В числе находок были стеклянные бусы желтого, черного и белого цвета, бусы из сердолика, шейная плетеная гривна, бронзовый браслет, перстни, гончарный горшок и железный нож. Железные вещи редко встречаются в курганных могильниках. Все эти коллекции поступили в Исторический музей, где и хранятся поныне.

А.Я.Поляков частично раскопал и Ангеловский курганный могильник XI – XIII веков. Позже курганные могильники были открыты поблизости от Волоколамского шоссе в Губайлове, затем в Воронках, где найдено 4 насыпи, около 20 курганов расположены вблизи деревни Михалково, по одному в Ново-Никольском и в Павшине, десять курганов открыто у деревни Бузла-ново, курганный могильник существует у деревни Сабурово, недалеко от урочища Карауловский бугор, на правом берегу Баньки.

Определенный вклад в изучение археологических памятников на территории района внесли учителя-краеведы. В 1938 году в Красногорске на склоне, который стал берегом водохранилища, школьники под руководством П.И.Потемкина вскрыли 2 небольших кургана. В одном оказалось богатое женское погребение. Там были найдены височные кольца, серебряный витой шейный обруч-гривна, такие же браслеты, стеклянные и сердоликовые бусы. Все эти находки находились на выставке в школе и пропали во время войны.

Наиболее поздними археологическими памятниками, которых на территории района насчитывается около десятка, являются селища XIV – XVII веков. К примеру, у деревни Бузланово на берегу речки Липки есть селище, которое, вероятно, является остатками деревни Оринкиной, известной в источниках XVI столетия.

Остатками средневекового села Дмитровское считается селище, которое находится на правом берегу реки Истры, вблизи от современной сельской застройки. Еще одно Дмитровское селище, где найдены фрагменты позднесредневековой гончарной керамики, возможно, является остатками деревни Жеребихинской, упоминаемой в документах начала XVI века. Два столетия спустя это место обозначалось на карте как пустошь Толмачиха.

Третье Дмитровское селище – это вероятно остатки деревни Бекетовка, известной по раздельной грамоте Ивана III. Памятью об исчезнувшем в конце XVI века селе Караулове, известном по документам 1482 года, является селище недалеко от Нахабина.

Таким образом, на территории Красногорского района находится более двух десятков археологических памятников разных эпох. Земля Подмосковья хранит следы материальной культуры, свидетельства жизни различных эпох. Эта земля не исчерпана для археологов. Несомненно, новые открытия ждут своих исследователей, в том числе и в Красногорском районе.

археология
Находки из курганов, найденные на территории Красногорского района.
Вид с Архангельского городища на старицу реки Москвы. Фото В.А.Христанова

 

ВЕЛЕСОВ КАМЕНЬ

 

Мало кто знает, что почти на самой границе Красногорского района существует уникальный памятник природы – Велесов (Синий) камень.

По ученому, такие объекты называются “историко-культурные камнями”, а “наш” красногорский камень интересен также и тем, что является одним из шести подтвержденных Синих камней в Подмосковье.

Камень размером приблизительно 3х1,5 м находится в лесном массиве между деревнями Веледниково и Новинки, рядом с заросшей дорогой.

Интересно то, что своей широкой стороной он ориентирован практически по линии восток-запад. Расположенное в 2,5 км на юго-юго-запад городище Дятлова Поляна, также укрепляет в мысли, что камень – не просто остаток ледниковой морены.

Вполне возможно, что два тысячелетия назад, жители городища ходили на этот камень для совершения своих ритуальных обрядов. Место, где лежит камень, было некогда сильно заболочено – еще один из признаков святилищ.

Что такое Синий камень? Эти культовые камни пришли к нам от мерян – фино-угорского племени, населявшего большую часть современных Ивановской, Костромской и Ярославской областей. Несмотря на то, что в названии многих поклонных камней прослеживается явная аналогия с синим цветом, большинство из них вовсе не синие. Разные источники указывают на разное происхождение слова, так одни говорят о финском божестве Укко, другое имя которого «Сини Витта» (синяя накидка), другие ищут синонимы в похожем по звучанию слову «глаз» на марийском, удмуртском и коми языках (глаз – чашка на поверхности камня). Но большинство связывают Синие камни с загробным миром, точкой перехода из мира людей в потусторонний мир и богом Велесом-Волосом.

Велес – бог скотоводства, богатства, торговли. Его олицетворениями в разные времена были змея и медведь. Вполне возможно, что изначальное славянское название медведя было как-то созвучно с именем бога, но в дальнейшем из-за табу упоминания имени всуе, трансформировалось в современное «медведь». Некоторые исследователи полагают, что и слово «волхв» произошло оттого, что служители Велеса, во время обрядов, надевали на себя звериные шкуры мехом наружу и становились волосатыми или «волохатыми».

На поверхности камня видны углубления-чаши, в которых после дождей или во время таяния снега собиралась вода, считавшаяся целебной. Если напоить или просто натереть такой водой скотину, то она избавится от болезней или даст хороший приплод, у нее повысятся надои молока. Но не только ради сбора воды древние люди могли использовать чашки: в них же приносились и жертвы Велесу. Не подумайте ничего плохого, Велес, в отличие от Перуна, был не кровожадным богом и вполне довольствовался несколькими собранными колосьями в поле, соком фруктов-ягод из нового урожая, молоком.

Координаты историко-природного памятника: N 55° 47.973′ E 37° 8.465′.

Трудно представить истинные размеры камня и его вес, заставивший всю эту махину практически сравняться с уровнем земли, погрузившись в топь под собственным весом.

 

Источники:
http://www.geocaching.su