Е.Н.НИКОЛАЕВ
Рождение города
Осенью 1919 года Тушино-Гучковский подрайон был расформирован, и его руководящие органы были преобразованы в Звенигородский уездный комитет партии и Звенигородский уездный исполком. Восточная часть территории отошла в Московский уезд. Первоначально она была включена в состав вновь образованной Ульяновской волости с центром в поселке Химки, но в ноябре 1921 года бюро Московского уездного комитета РКП(б) приняло решение о выделении территории, прилегающей к Виндавской железной дороге, в самостоятельную административную единицу. В начале 1922 года состоялся волостной съезд Советов, который объявил о создании Павшинской волости, включавшей 32 селения с 11 тысячами жителей.
Первым председателем волостного Совета с 1922 по 1924 год был Матвей Алексеевич Чапыгин, уроженец Павшина. В 18 лет он попал в тюрьму за участие в событиях 1905 года, был участником гражданской войны и членом партии с апреля 1918 года.
Ставшее волостным центром Павшино получило статус поселка городского типа, в состав которого вошли также Баньки и усадьба Знаменское-Губайлово, где с 1 920 по 1 932 годы размещался детский дом. В селе и фабричном поселке было три школы первой ступени, при фабриках действовали две школы по обучению ткацкому и красильному делу, детские ясли и больница.
Павшинская волость в промышленном отношении считалась одной из развитых. Однако в связи с кризисом в текстильной промышленности из семи фабричных предприятий в волости удалось сохранить только Братцевскую, остальные в 1923 году были законсервированы или закрыты. Рабочие Знаменской мануфактуры были переведены на Краснохолмский камвольный комбинат, а красильной – в Ростокино. От полуторатысячного населения в поселке Баньки осталось несколько сотен жителей.
В деревнях создавались самодеятельные клубы, кружки, избы-читальни. Большое значение в жизни сельского населения имело открытие новых начальных школ, создание сельских комсомольских организаций. «В нашей ячейке 25 человек, – сообщал в 1 923 году в газете «Московская беднота» неизвестный автор из Губайлова. – Налажен сельскохозяйственный кружок. Еженедельно агрономом Скворцовым проводятся занятия. На днях открывается общеобразовательный кружок, в который записалось 50 человек. Политграмота преподается учителем-коммунистом Архиповым. Организован драматический кружок».
3 года оставались в запустении старые фабричные корпуса в поселке Баньки. В августе 1925 года ВСНХ СССР принял постановление о переводе сюда Подольского оптического завода, организованного на основе оптико-механических мастерских, в 1915 году эвакуированных из Риги в Петроград, а затем в Воронеж, Пермь и Подольск. В 1926 году в Баньки прибыли первые партии рабочих из Подольска. По мере освобождения производственных корпусов от старого оборудования и приспособления их для оптического производства завод поэтапно перемещался на новое место.
Перестраивались помещения бывших казарм. В 1927 году развернулось строительство 20 рубленых жилых домов. Так начался новый этап в жизни фабричного поселка, который впоследствии стал городом Красногорском.
Перевод завода на новое место закончился в январе-феврале 1927 года. Уже в это время здесь насчитывалось 521 постоянный и 406 сезонных рабочих. Большой вклад в становление и развитие этого, ставшего крупнейшим в стране оптико-механическим предприятием, внес директор завода Игнат Титович Титов, в прошлом питерский рабочий, член Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Под его руководством осуществлялось строительство завода, устанавливались тесные связи с научными коллективами, уделялось большое внимание подготовке квалифицированных кадров, развитию и благоустройству заводского поселка.
В строительстве завода и выпуске новой продукции вместе со специалистами-оптиками участвовали многие сотни, а порой тысячи молодых рабочих, выходцев из деревни. В свободное время молодежь перестроила бывшее здание рабочей казармы – «артельской», где в 1927 году был открыт заводской клуб с зрительным залом, библиотекой. Выступления кружка «Синяя блуза» положили начало драматическому коллективу, через который прошло несколько поколений самодеятельных артистов. Руководителем клуба был Г.В.Кузнецов
В 1930-1937 годах вступили в строй новые производственные корпуса, резко возросло число рабочих. Настало время, когда кружки профтехшколы уже не могли удовлетворить растущие потребности производства. При заводе создается учебно-производственный комбинат, в который вошли школа фабрично-заводского ученичества и оптико-механический техникум. Первым директором школы ФЗУ стал бывший секретарь Павшинской волостной комсомольской организации М.И.Алексеев.
От производства простейшей продукции завод перешел к выпуску сложных оптических приборов, необходимых для на¬родного хозяйства. В 1931 году валовая продукция предприятия составила 7 млн. рублей. Еще большие масштабы работ по строительству и реконструкции завода, росту производства были запланированы на вторую пятилетку.
В 1931 г. разрабатывается проект строительства рабочего поселка Оптикогорск, население которого через 10 лет должно было возрасти до 20-25 тыс. человек. Поселок рассматривался как составная часть будущей Большой Москвы. Особое внимание уделялось его архитектурному облику. Проект, выполненный институтом Гипрогор, предусматривал создание города-сада с широкими озелененными улицами, с четырьмя школами, с прилегающими к парку зданиями детских дошкольных учреждений, с культурными и бытовыми центрами в каждом жилом квартале.
Одновременно большие работы развернулись близ станции Павшино, где в 1929 году началось строительство первого в стране специализированного завода по изготовлению железобетонных конструкций, получившего название «Стандарт-бетон». На болотистом неудобье в течение трех лет выросло крупное предприятие с цехами: бетонным, арматурным, мелких конструкций, тяжелых конструкций и железобетонных труб.
На берегу Москвы-реки был устроен цех инертных материалов для добычи и сортировки песка и гравия, связанный с заводской территорией уз¬коколейной дорогой. Новое предприятие вступило в строй 6 июля 1932 года. Завод выпускал железобетонные балки, колонны и плиты больших размеров, бетонные косяки, лестничные пролеты и кровельные плиты, рассчитанные на высокое давление железобетонные трубы диаметром от 300 до 600 миллиметров, позже он освоил производство фундаментов под железнодорожные светофоры, телефонных блоков, колодцев для аккумуляторов, изделий из струно-бетона для сооружения особо важных объектов.
Первые строители «Стандарт-бетона» жили в деревянных бараках около станции Павшино. В 1932-1933 гг. развернулось строительство жилого поселка. Подготовка квалифицированных рабочих осуществлялась через школу фабрично-заводского ученичества. В 1935-1937 гг., когда директором завода был Людвиг Людвигович Сиярто, впоследствии видный государственный деятель Венгрии, организуются работы по прокладке асфальтированных дорог и озеленению территории завода и поселка.
В связи со строительством промышленных предприятий и ростом выпуска продукции значительно расширился объем работ на станции Павшино. В 1926 году группа рабочих-железнодорожников и работников оптическо¬го завода организовали жилищно-строительный кооператив, которому был отведен участок около Волоколамского шоссе, рядом с усадьбой Знамен-ское-Губайлово. Летом 1927 года здесь вырос поселок из 15 индивидуальных домов. На общем собрании поселку было решено дать название «Красная горка».
В 1929 году Павшинская волость была включена в Сходненский район. Однако очень скоро появилась идея перевода административного центра в южную часть района, где проходило интенсивное промышленное строительство.
Павшино и его поселковый Совет, связанный в основном с сельским хозяйством, мало подходили для районного центра. В марте 1932 года на Президиуме Московского облисполкома было принято решение: «Учитывая, что в поселке при заводе проживает с семьями свыше 4 тысяч рабочих и служащих… согласиться с ходатайством Президиума Сходненского райисполкома об организации в поселке при заводе самостоятельного поселкового совета с наименованием его «Красногорский». В состав рабочего поселка должны были войти усадьба Знаменское-Губайлово и жилищный кооператив «Красная горка».
Решением ВЦИК от 10 апреля 1932 года населенный пункт Баньки Сходненского района был преобразован в рабочий поселок Красногорск. Вслед за этим 27 сентября Мособлисполком постановил образовать Красногорский район, в который вошли часть бывшего Сходненского района (поселок Сходня и прилегающие к нему селения были переданы в Солнечногорский район), а также 16 селений бывшей Павловской волости из Истринского района.
Красногорск стал центром района, в котором насчитывалось 98 сельских населенных пунктов и три рабочих поселка: Ново-Братцево, Химки и «Красный Октябрь» у станции Тушино – с населением 75 тыс. человек. В годы довоенных пятилеток территория района стала местом интенсивного развития промышленности.
Возобновилось производство на текстильных фабриках, остановленных в 1920-х годах, вступали в строй новые предприятия союзного значения. На территории района прошла 19-километровая трасса канала Москва-Волга с Химкинским водохранилищем и Северным речным портом. Были созданы знаменитый Тушинский аэродром и Центральный аэроклуб, ряд научно-исследовательских институтов. О размахе индустриального развития района свидетельствует рост численности рабочих и служащих за 1930-1939 годы с 6,8 тыс. до 84 тыс. человек.
Строительство промышленных предприятий вызывало большой приток населения, численность которого возросла до 240 тыс. человек. В восточной части района, примыкающей к Москве, выросли новые рабочие поселки. В 1939 году были преобразованы в города Химки и Тушино.
Значительные перемены происходили и в районном центре. В 1933 году в состав рабочего поселка Красногорск вошли Губайлово и поселок завода «Стандарт-бетон»
В 1939 году за успехи в создании крупнейшего в стране оптического производства многие были награждены орденами и медалями. Среди них слесарь П.Ф.Белов, первый в коллективе удостоенный ордена Ленина, А.И.Зайцева и главный инженер завода № 69 им. Ленина И.Е.Марон, награжденные орденом Трудового Красного Знамени.
Успешно работал Павшинский завод железобетонных конструкций. Его продукция использовалась на строительстве предприятий и жилых домов, при сооружении канала Москва-Волга и Московского метрополитена.
Здесь, на «Стандарт-бетоне» была открыта школа фабрично-заводского ученичества, построен жилой поселок. В 1 936 году появилась семилетняя школа, позже преобразованная в десятилетку.
Количество рабочих на предприятии за 1933-1940 гг. возросло вдвое и достигло 900 человек. Производство продукции увеличилось с 10,3 тыс. до 30 тыс. кубометров железобетонных изделий.
В Красногорске открываются столовые, магазины. Среди них главное место занимала фабрика-кухня, построенная в 1934 году. Она была рассчитана на ежедневный выпуск 45 тыс. блюд. Появляются и предприятия пищевой промышленности: пекарня, завод фруктовых вод и молокозавод в Павшине. Ряд кустарных артелей и мастерских бытового обслуживания был объединены в райпромкомбинат.
В Красногорске размещалась и машинно-тракторная станция, которая обслуживала 52 колхоза на территории района. Вначале ее машинный парк, насчитывавший 26 тракторов и несколько комбайнов, всего 40 сельскохозяйственных машин, которые могли обработать лишь 66% посевных площадей. Большинство колхозов были маломощными, не имели опыта коллективной работы. Жесткая регламентация их деятельности, порой неквалифицированное вмешательство уполномоченных из числа работников промышленных предприятий входили в противоречие с интересами крестьян. Многие из них уходили на заводы, ограничиваясь отработкой обязательного минимума трудодней, для других главным источником дохода оставалось личное хозяйство.
Так, в Губайлове колхоз, объединивший 46 крестьянских дворов, имел лишь шесть лошадей и несколько коров, в то время как в личном хозяйстве коровы имелись в каждом втором дворе. Не удивительно, что этот колхоз распался в 1936 году.
Вместе с тем были и передовые хозяйства, такие, как павшинский колхоз «Новые всходы», самый крупный в районе, объединивший 275 крестьянских хозяйств. Он одним из первых перешел к созданию выгодного в пригородных условиях парникового хозяйства, и уже в 1932 году приобрел собственный трактор. В 1939 году, когда на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке были представлены 700 лучших хозяйств страны, ее участниками стали наши колхозы «Новые всходы» из Павшина, «Завет Ильича» из Спаса, «Луч» из Петрово-Дальнего, а также совхоз «Ильинское-Усово», Павшинский плодоовощной комбинат и животноводческий питомник «Светлые горы».
С каждым годом Красногорск, ставший центром крупного промышленного района, приобретал городские черты. Его улицы и площади украсили скверы. Покрывались асфальтом дороги и тротуары, большая часть жилых домов была обеспечена водопроводом и канализацией. Однако жилищное строительство не поспевало за бурным ростом населения поселка, которое выросло почти втрое за 10 лет.
В 1932 году было положено начало созданию городского парка культуры, открытие которого состоялось восемь лет спустя. Среди лесного массива был устроен Детский городок с площадками для игр и летними помещениями для пионерского лагеря. В 1936 году был полностью реконструирован клуб завода.
Первый стадион, оборудованный вблизи прежних фабричных казарм, скоро оказался в окружении жилой застройки, и в 1935 году приступили к строительству нового стадиона.
Подлинно народной стройкой стало возведение плотины на речке Баньке. Летом 1939 года здесь кипела работа. Ежедневно сюда приходили на стройку сотни рабочих, коллективы цехов и смен. Водный бассейн, построенный по проекту инженера Г.И.Хмелевского и архитектора П.И.Нестерова, был торжественно открыт 6 июня 1940 года.
7 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Красногорск был преобразован в город.